“Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям с целью наилучшего восприятия стимулов внешней среды и предохранения от излишней перегрузки”.
Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз, это явление носит название зрительной адаптации, которая занимает от нескольких до десятков минут. Для того, чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться в темноте после дневного света, требуется примерно 40 мин.
В контексте данной работы термин “адаптация” рассматривается с точки зрения педагогической психологии.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и в системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Этот процесс - приспособление к внешней среде путем приобретения новых психологических качеств и преобразования старых - носит название психологической адаптации ребенка к школе. Аналогично можно понимать понятие адаптации учащегося к профессиональному образованию: это приспособление к условиям допрофессионального образования путем приобретения новых знаний и умений.
Большинство старших школьников к окончанию школы уже самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является незавершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают.
Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не основывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.
При допрофессиональном образовании необходимо умело использовать имеющиеся у учащегося резервы и способствовать его быстрой и наиболее полной адаптации к системе допрофессионального образования: к работе в школе, во внешкольных учреждениях и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Поэтому важным свойством системы допрофессионального образования является ее такое свойство, как адаптивность.
“Адаптивность системы – качественная характеристика ее адаптации. Это показатель скорости адаптации системы в случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешней среды”.
Таким образом, адаптация учащегося к профессиональному образованию - это приспособление к условиям допрофессионального образования путем приобретения новых знаний и умений. Важным свойством системы допрофессионального образования является ее такое свойство, как адаптивность – это показатель скорости адаптации системы в случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешней среды.
Исследование агрессивных реакций у подростков с легкой степенью умственной
отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования агрессивных реакций по методике Басса-Дарки у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 2. Рис. 2. Средне-групповые значения уровня агрессии подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без ...
Лечебно-оздоровительная работа
К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия. И.М. Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека ...
Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Подобные дети обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Они описывал ...