Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания

Новое образование » Методика эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей » Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания

Страница 2

Социологи выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. В таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Встречаются семьи полные, но имеющие явные дефекты воспитания: от полного эмоционального отторжения, гипоопеки до гиперопеки. Их принято называть неблагополучными, так что полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка.

Другие ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу факторов, оказывающих заметное влияние на эффективность воспитания детей в семье, относят семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratilio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, в которых отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь разнообразны и традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и деструктивных, стереотипных и не стереотипных, истинных и мнимых традициях. Традиции не остаются застывшими, раз и навсегда данными, они адаптируются к условиям современной жизни, но неизменным остается их назначение в человеческом обществе. А именно:

– традиции призваны служить упрочнению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание (А.И. Захаров, А.Б. Орлова, А.С. Спиваковская);

– выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи в обществе и установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский).

Ориентируясь на семейные традиции или отвергая их, по образцу родительской семьи или руководствуясь антагонистическими представлениями, дети, вырастая, строят свои семьи, при этом, в первую очередь, моделируются установки родителей на воспитание детей в семье и соответствующие им стили воспитания.

Исследования, проведенные по данной проблеме в 1983–984 гг. В.К. Котырло и С.А. Ладывир в НИИ психологии ССР, показали, что может быть выделено три основных стиля воспитания, каждый из которых характеризуется свойственной ему системой мотивов.

1. Деловое взаимодействие.

Оно возникает при стремлении взрослых организовать детскую деятельность или регламентировать их поведение. Мойвами поведения родителей выступают:

– желание приучать детей к делу, вооружать соответствующими навыками;

– стремление умерить активность, унять расшалившегося ребенка или отвлечь его от недостойного занятия.

В условиях сотрудничества ребенок ищет возможность сохранить общение, оправдать доверие взрослых. Воспринимая ненужность своего участия в совместной деятельности, обусловленное стремлением просто занять его чем-то, отделывается формальным исполнением.

2. Специальные воспитательные воздействия.

Они включают целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых состоит в том, чтобы научить, дать образец, побудить к подражанию. Существенным здесь являйся сам подход к процессу воспитания как к решению воспитательных задач. Он заставляет взрослых анализировать не только поведение детей, но свое собственное.

Мотивы воспитания основаны на понимании взрослыми необходимости ухода за ребенком и организации его жизнедеятельности и стремлении приобщить его к определенным ценностям, выработать адекватное отношение к окружающему миру, заниматься его обучением. При этом отличительной чертой такого стиля воспитания от педагогического стиля, характерного для взрослых, воспитывающих ребенка в образовательном учреждении, выступает субъективизм и имплицитный характер постановки целей и выбора методов воспитания и обучения. Потому что в этом выражаются идеалы и представления конкретной семьи, а не общественности, о том, какими она хочет вырастить своих детей.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Общая характеристика страны
Официальное название: Швейцарская Конфедерация. Территория Швейцарии равняется всего половине Австрии и лишь одной девятой территории Германии. Такая крошечная страна, а сколько рождает ассоциаций! Монблан и горные лыжи, вечный нейтралитет и самые надежные в мире банки, переход Суворова через Альпы ...

Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения с ...

Особенности формирования словаря у детей раннего возраста
На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах ( названия транспор ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru