Система воспитания сочетает в себе всю совокупность факторов, воздействующих на процесс воспитания в данной институциональной среде. Г. Мушинский, говоря о системе воспитания, имеет в виду способ организованного функционирования какой-либо созданной для определенных воспитательных целей общественной структуры, представляющей собой некоторое единство и состоящей из взаимодействующих элементов. Воспитание не является предметом исследования дидактики, им занимается другая педагогическая дисциплина — теория воспитания. Однако дидактическая деятельность так тесно переплетается с воспитательной, что некоторые авторы, например в Польше А. Добровольский и К. Лех, трактовали дидактический процесс как процесс воспитательный.
Проблемы воспитания действительно неразрывно связаны с проблемами обучения. Прежде всего это определяется тем, что личность обучаемого представляет собой неделимое целое. Поэтому в процессе обучения, т.е. совокупного воспитательно-обучающего воздействия, нельзя выделить сферы исключительного влияния на интеллект, мотивацию, систему ценностей, эмоциональную жизнь и волю, характер и практическую деятельность. Эта мысль получает все более широкое признание в мире, проявлением чего служит убеждение, что современная школа функционирует не для обучения в ней отдельным предметам, а для воспитания и формирования полноценных людей.