Развитие воспитательной системы

Новое образование » Воспитательные системы и их развитие » Развитие воспитательной системы

Страница 2

Этапы развития воспитательной системы, как объекта управления:

а) Этап становления системы.

Его содержание - формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. В педагогической среде усиливаются разногласия, в ученической среде выделяются лидеры. Система имеет недостаточно прочные внутренние связи, её компоненты работают не зависимо друг от друга. Темпы развития системы на этом этапе должны быть достаточно высокими.

б) Этап, связанный с отработкой содержания деятельности и структуры системы.

Утверждаются виды деятельности, идет отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательных воздействий. Происходит бурное развитие ученического коллектива и самоуправления в нем, а также межвозрастного общения. Наблюдается ослабление деятельности классных коллективов. Коллективность на этой стадии выражается в желании детей больше времени проводить вместе. Рождаются коллективные традиции. Педагоги успевают оценить достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. Однако педагогический коллектив на этом этапе, как правило, еще не представляет единого коллектива. Общность учителей обычно более статична и консервативна, детский коллектив более динамичен и революционен.

Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе заключается в согласовании темпов развития этих двух коллективов таким образом, чтобы педагоги не только не стали тормозом в развитии коллектива учащихся, но и обеспечили педагогическую инициативу в организации его жизни.

Взаимоотношения системы с внешней средой в этот период складываются сложно, особенно с молодежным окружением. Резкое возрастание интереса детей к внутришкольным делам приводит к ослаблению, а порой и разрушению уличных, дворовых компаний; между ними и школой начинается борьба за влияние на личность ученика [23].

в) Этап окончательного оформления системы.

Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает своё место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Идет интеграция учебной и воспитательной, в том числе внеурочной деятельности. Школьный коллектив выступает как единое целое, формируется "чувство школы". Усиливается внимание ученического коллектива к личности. Становится все более интенсивным процесс педагогического воздействия на ученическую среду. система накапливается и передает по наследству традиции, то есть обеспечивается преемственность. Среди педагогов развивается педагогическое творчество, интерес к инновациям [23].

г) Этап обновления и перестройки системы.

Обновление системы может идти двумя путями: революционным и эволюционным. Революционный путь, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизни школы и в жизни общества. Эволюционный путь включает постепенное обновление за счет инноваций. При эффективном педагогическим управлением управлении механизмы такого обновления заложены в самой системе. Хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск делают обновление системы процессом планомерным и управляемым.

Таковы основные этапы развития воспитательной системы, разработанные В.А. Караковским, Л.И. Новиковой и другими учеными и практиками [23].

Любая воспитательная система в своем развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность [13, 14 20].

Таким образом, воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Любая воспитательная система в своём развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями, целью и результатом функционирования любой системы, показатели её совершенства является развивающаяся личность.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Теория Пиаже
Исследования Жана Пиаже называют клиническим подходом к пониманию мыслительных процессов у детей. По сути его метод состоял в свободной беседе с детьми различного возраста с целью выяснить особенности их восприятия и понятийного мышления от рождения до юношества. Среди основных понятий, которыми оп ...

Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении и семье
Рекомендации для педагогов и родителей детей с проявлениями гиперподвижного поведения, а так же система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении: Ø «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми в дошкольном учреждении»; Ø «Рекомендации родителям гиперподвиж ...

Понятие билингвизма
Двуязычие (билингвизм), владение двумя языками; обычно - в ситуации, когда оба языка при этом достаточно часто реально используются в коммуникации. Наиболее типичный случай возникновения билингвизма - когда ребенок вырастает в семье, где родители говорят на разных языках (принцип «одно лицо - один ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru