3. Понятие о кислороде как химическом элементе и его валентности.
4. Понятие о водороде как химическом элементе и его валентности.
5. Обобщение представлений о металлических и неметаллических свойствах.
6. Понятие об оксидах (основных и кислотных).
1 Фигуровскнй Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. — М.: 1970.
2 Менделеев Д. И. Новые материалы по истории открытия периодического закона. — М.— Л., 1950.
7. Понятие о гидроксидах (основаниях и кислородных кислотах).
8. Понимание генетической связи между металлами, основными оксидами и основаниями, а также между неметаллами, кислотными оксидами, кислотами.
Все содержание темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева" состоит как бы из двух тесно переплетающихся крупных блоков информации, связанных между собой четко выраженными причинно-следственными связями: сведений о периодическом изменении свойств химических элементов и веществ в зависимости от возрастания атомных масс элементов и сведений о строении атомов элементов. Вскрытие причинно-следственных связей между этими блоками, зависимости первого блока от второго — в этом и заключается главная образовательная задача изучения темы.
При построении содержания темы в программе использован историко-логический подход. Сначала показана обнаруженная Д. И. Менделеевым периодическая зависимость свойств элементов и веществ от атомных масс элементов, а затем выявляется ее причина на основе строения атомов элементов. Такой подход, во-первых, создает условия для организации поисковой деятельности учащихся, активизирует учебный процесс, а во-вторых, способствует усилению воспитательного аспекта, раскрывая значение научного подвига Д. И. Менделеева.
В школьной программе принято такое построение темы. Вначале учащиеся получают недостающие опорные знания, необходимые и достаточные для понимания явления периодичности: обобщение знаний о металлах и неметаллах, понятие об амфотерности и группах сходных элементов на примере галогенов (неметаллы), щелочных металлов и инертных элементов. Следующий этап — анализ периодической повторяемости свойств элементов, расположенных в ряд по возрастанию их атомных масс, и "выведению" периодического закона в менделеевской формулировке. Далее — изучение строения атома и установление связей приобретенных знаний с явлением периодичности. Затем — глубокий синтез полученных на двух предыдущих этапах знаний на материале изучения структуры периодической системы, формирования умений пользоваться ею для прогнозирования свойств элементов и их соединений. Завершается тема обобщением мировоззренческого характера изучением творческой деятельности Д. И. Менделеева. Последний этап имеет, воспитательное значение и способствует формированию целостной естественнонаучной картины мира.
Однако предложенный подход к изучению содержания темы не является единственным. Имеются и другие варианты, позволяющие усилить историческую сторону изучения темы [10—11].
В отношении к периодическому закону это означает накопление фактов о свойствах отдельных элементов, выявление сходства свойств между ними и объединение их в группы, а затем при сопоставлении естественных групп и обнаружении связи между ними выведение широкого обобщения, имеющего всеобщий характер. Именно так и шел Д. И. Менделеев к открытию периодического закона. Вначале он выделил шесть групп среди известных элементов:
Очень краткая характеристика естественных групп щелочных металлов, галогенов и инертных элементов включена для обеспечения этапа "особенности".
Некоторые методисты считают, что этих сведений недостаточно, что в краткую характеристику должны быть включены и другие группы элементов. Тогда легче осуществить проблемный подход к изучению периодического закона.
После расположения элементов в ряд по возрастанию относительных атомных масс их нумеруют по порядку и раскрывают физический смысл порядкового номера. Затем в результате решения проблемы о причинах нарушений закономерности нарастания относительных атомных масс рассматриваются изотопы. И только после этого переходят к структуре периодической системы как графического выражения периодического закона. Такое расположение материала методологически обосновано.
После этого все закономерности, отраженные в периодической системе, изучаются только на основе теории строения атомов. Однако нужно следить, чтобы это не сводилось только к рассмотрению внутриатомных структур. Необходимо обращать внимание и на свойства простых веществ и соединений элементов, четко разграничивать понятия "химический элемент" и "простое вещество". Используя периодическую систему, учащиеся должны научиться сравнивать свойства элементов и простых веществ, составлять формулы высших оксидов и гидроксидов и прогнозировать их свойства, составлять формулы летучих водородных соединений и даже записывать на основании периодической системы уравнения гипотетических реакций.
Лексические средства выразительности речи, доступные детям
Овладение родным языком не может происходить без усвоения средств выразительности речи. Лексические средства выразительности речи, доступные детям, — это, прежде всего, перенос смыслового значения с одного слова на другое, затем — некоторые классы синонимов. Восприятие переноса смысла слова предпол ...
Методические возможности ИКТ в образовательном процессе дошкольников. Использование
ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использов ...
Правовые основы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих
детей дошкольного возраста
Социальная поддержка алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права семьи и детей закреплены в сл ...