Построения начальной школы на принципах народности

Новое образование » Педагогическая теория К.Д. Ушинского » Построения начальной школы на принципах народности

Страница 2

Создание на­родных школ он считал «самым государственным вопро­сом» и рассматривал народную школу как первую сту­пень дальнейшего развития народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вы­рабатываемой самим обществом.

Обязательному обучению Ушинский придавал большое зна­чение не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал огромное значение народной шко­лы в деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети зем­ских школ. Отдавая этим школам большие преимущества перед официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению дремлю­щих талантов, хранящихся в нём.

К. Д. Ушинский уделял первостепенное вни­мание необходимости изучения в народной школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Он с горечью кон­статировал, что из русских школ выходили в жизнь лю­ди, менее всего знакомые с тем, что должно стать им бли­же всего, - со своей родиной и тем, что имеет к ней не­посредственное отношение. «Только русский, - писал он, - изумляя иностранца своим безукоризненным выго­вором на иностранных языках, в то же время часто гово­рит плохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками», знает подробно историю других стран и народов, но «глубокомысленно задумывается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма ча­сто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что ка­сается до какой-нибудь реки (Черемшана, например), то и говорить нечего, если только ему самому не приходи­лось купаться в ней». И это относится, подчер­кивал педагог, к тем русским, которые учились в России, кончали русские гимназии и университеты, стали русскими учителями и профессорами, готовились к общественной деятельности в родной стране.

Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим по­мещаем изучение новейших иностранных языков, а в изу­чении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий». Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное сло­во связывает ребенка со своим народом и всем его духов­ным богатством.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru