Дидактические игры и лексические упражнения - методы словарной работы

Новое образование » Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника » Дидактические игры и лексические упражнения - методы словарной работы

Страница 4

Ленинград очень большой город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем».

¾ Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети -вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала . (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно . (что делала?). Кошка поймала в саду . (кого?). Шерсть у кошки . (какая?), когти . (какие?). Кошка лежала с котятами . (где?). Котята играли мячиком . (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет Пришел почтальон: он принес . . Надо распилить дрова; где наша .? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне .».Затем предложения составляли сами дети, а доканчи­вала - руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести . Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша .? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой .».

Давая детям такие предложения, надо хорошо обду­мать их содержание; оно должно быть не слишком эле­ментарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явле­ния, детям хорошо известные и интересные, в таких за­нятиях могут принимать участие и маленькие дети.

¾ Распространение предложений. Руково­дительница говорит: «Садовник поливает . (что? где? когда? зачем?). Дети идут . (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

¾ Добавление придаточных предложении (подведение к будущим упражнениям по грамма­тике). Руководительница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.

Предложения детей 5—6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая Погода. Го­род украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок:, чтобы купить картошки и мяса».

Если занятия ведутся с детьми, умеющими читать, то главное предложение пишется на доске. Запись будет выглядеть так:

Кошка взобралась на дерево

Какое? -почему? зачем? -когда? –

¾ Составные части целого. Называется пред­мет, определяются его составные части, например: поезд—паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается зада­ние: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

¾ Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обус­ловливают распространенные ошибки: одеть платье вме­сто надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

¾ Предлагаются глаголы, характеризующие голоса жи­вотных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, кря­кает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются жи­вотные; дети должны подобрать соответствующие глаго­лы — голоса.

¾ Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекоменду­емое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, ста­рик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака Залаяла, старик испугался»; «Старик замахнул­ся палкой, собака испугалась и убежала».

Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в сво­их примерах, по возможности разнообразили и усложня­ли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интерес­нее, превращая его в игру.

Рассмотрим ряд заданий, которые можно давать в форме лексических упражнений (продолжительностью 7—10 мин) для детей старших и подготовительных к школе групп.

¾ Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет—как можно сказать по-другому?» Подбирая сло­ва, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети при­ходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правиль­но передают смысл словосочетания. Например, к словосочета­нию река бежит дети подбирают такие слова: течет, плывет, шу­мит, бурлит, льется, катится, журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Информированность преподавателей о результатах оценки
Работа по внедрению системы рейтинговой оценки, проведенная в ТюмГУ в 2004 году, уже имеет первые результаты. Подведены итоги, посчитаны рейтинги, результаты переданы в структурные подразделения. Как эти результаты доводились до самих оцениваемых, мы попытались выяснить в данном исследовании. Анали ...

Что такое воспитательная система
По мнению Л.Н. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление [5, 13, 14]. Воспитательный п ...

Коррекционная работа по формированию мышления и речи детей с ЗПР
Мышление ребёнка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью. В процессе действия с предметами у дошкольников проявляется мотив собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-пред ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru