Профориентационная работa с учащимися, делится на несколько этапов:
1. Пропедевтический этап (8-й класс) - выявление образовательного запроса учащихся.
2. Основной этап (9-й класс) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе.
3. Завершающий этап (по окончанию 9-го класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Составляющими профессионального самоопределения школьника являются потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, умение ставить образовательную и профессиональную цель, продуктивно осваивать образовательные программы, в самореализация в образовательном и профессиональном сообществе.
Рассматривая особенности профессионального самоопределения учащихся профильных классов, нельзя не отметить связь этой категории с такими понятиями, как: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание.
В ряде исследований утверждается, что профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека (внутренние обстоятельства человека).
Профильное обучение, как внешнее обстоятельство развития личности учащегося рассматривается в качестве своеобразного благоприятного внешнего условия для профессионального самоопределения учащихся.
Переход на массовое профильное обучение в современных условиях рассматривается как осуществление радикальной дифференциации и индивидуализации образования; с социальных позиций - как наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; с психолого-педагогических позиций - как создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика; с методических позиций - как построение новой дидактической системы мотивации и организации дифференцированного и индивидуализированного обучения учащихся.
Возможные направления профилизации и структуры профилей
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываются концепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, технический и др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержание программ определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся соответствующего профиля.
В диссертационном исследовании Беруашвили Э.З. утверждается, что для эффективности работы по профессиональному самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Достичь этого помогает:
1. Включение в работу всех детей на доступном для них уровне и в приемлемом темпе.
2. Четкое структурное объяснение материала или обучение практической операции.
3. Обязательная организация обратной связи, которую можно осуществить на ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку всего курса.
4. Создание оптимальных условий для реализации индивидуального подхода, для чего необходимы знание способностей, потребностей и склонностей, выяснение целей и возможностей каждого ученика.
5. Создание условие для самообразования, самореализации, развития творческого мышления, простора фантазий и мысли".
В связи с этим, особые требования предъявляются к преподавателю, осуществляющему профильное обучение. Он должен обеспечить:
1. Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий).
2. Практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно - исследовательских и коммуникативных методов).
3. Завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Таким образом переход к профильному обучению позволяет:
создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования
Результаты экспериментальной работы по развитию нравственной позиции
воспитателей в процессе самообразования
На этапе контрольного эксперимента для достижения поставленной цели: определения уровня развития нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования мы провели повторную диагностику, мы выделили следующие задачи: 1) Определить уровень по развития нравственной позиции воспитателей в процесс ...
Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...
Понятие аграмматической формы дисграфии
У детей дисграфия часто бывает связана с различными нарушениями речи: дислалией, дизартрией, алалией – и выражается в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи. Письменная ...