Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения

Новое образование » Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением » Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения

Страница 2

Профориентационная работa с учащимися, делится на несколько этапов:

1. Пропедевтический этап (8-й класс) - выявление образовательного запроса учащихся.

2. Основной этап (9-й класс) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе.

3. Завершающий этап (по окончанию 9-го класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Составляющими профессионального самоопределения школьника являются потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, умение ставить образовательную и профессиональную цель, продуктивно осваивать образовательные программы, в самореализация в образовательном и профессиональном сообществе.

Рассматривая особенности профессионального самоопределения учащихся профильных классов, нельзя не отметить связь этой категории с такими понятиями, как: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание.

В ряде исследований утверждается, что профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека (внутренние обстоятельства человека).

Профильное обучение, как внешнее обстоятельство развития личности учащегося рассматривается в качестве своеобразного благоприятного внешнего условия для профессионального самоопределения учащихся.

Переход на массовое профильное обучение в современных условиях рассматривается как осуществление радикальной дифференциации и индивидуализации образования; с социальных позиций - как наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; с психолого-педагогических позиций - как создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика; с методических позиций - как построение новой дидактической системы мотивации и организации дифференцированного и индивидуализированного обучения учащихся.

Возможные направления профилизации и структуры профилей

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываются концепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, технический и др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержание программ определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся соответствующего профиля.

В диссертационном исследовании Беруашвили Э.З. утверждается, что для эффективности работы по профессиональному самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Достичь этого помогает:

1. Включение в работу всех детей на доступном для них уровне и в приемлемом темпе.

2. Четкое структурное объяснение материала или обучение практической операции.

3. Обязательная организация обратной связи, которую можно осуществить на ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку всего курса.

4. Создание оптимальных условий для реализации индивидуального подхода, для чего необходимы знание способностей, потребностей и склонностей, выяснение целей и возможностей каждого ученика.

5. Создание условие для самообразования, самореализации, развития творческого мышления, простора фантазий и мысли".

В связи с этим, особые требования предъявляются к преподавателю, осуществляющему профильное обучение. Он должен обеспечить:

1. Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий).

2. Практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно - исследовательских и коммуникативных методов).

3. Завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Таким образом переход к профильному обучению позволяет:

создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Психологические условия формирования свойств личности
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? · Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформиров ...

Развитие мышления у детей
При планировании классных занятий и занятий на местности учитель географии обязан учитывать множество обстоятельств, связанных с психологией учащихся. При этом он стремится создать такие условия обучения, чтобы они, соответствуя наличному уровню понимания, вызвали у детей интерес и в результате пов ...

Психолого-педагогический аспект изучения мнестической деятельности. Понятие «двигательная память» и её характеристика
Память представляет собой отражение реальной действительности, психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходи ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru