Социальная значимость педагогической профессии

Новое образование » Социальная значимость педагогической профессии

Страница 1

Профессия учителя является одной из древнейших. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. Постепенно из наблюдений, в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук – арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности.

Таким образом, в странах древнего Востока учителями были жрецы, составляющие привилегированную касту.

В период раннего средневековья в области просвещения господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная, приходская.

В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой. Получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних учителей (гувернеров). С возникновением и развитием педагогического образования определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя. При университетах открываются учительские семинарии, гимназии в будущем преобразованные в педагогические институты.

Древнейшая профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации.

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности.

Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить живого содружества педагога с детьми. Ум воспитывается умом, совесть – совестью. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы… И все это чистая правда. Только в отличие от других профессий учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда.

Учителю нужна неиссякаемая сила доброй надежды, чтобы увидеть в каком-нибудь шалуне будущего творца и созидателя. Свое вдохновение учитель черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим.

Учитель – это человек, устремленный в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернется завтра, в изменившихся условиях. Учитель управляет самым сложным процессом – процессом формирования личности. Сложность этого процесса определяется постоянным изменением личности воспитанника. Главное в его работе – управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями. Учитель должен уметь находить верные педагогические решения в минимальное время с учетом многих конкретных условий данной ситуации, что всегда сложно.

Общество возлагает на учителя особую ответственность. Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы и жизненные установки ребенка, в его руках участь целой жизни человека. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане только будут несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и глупых людей.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которым он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Женское образование
Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просве­щения. Вопрос о положении женщины был одним из цент­ральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отр ...

Функциональный аспект особенности использования речи учащимися с умеренной умственной отсталостью как регулятора поведения
В параграфе говорится об особенностях речи детей с умеренной умственной отсталостью при гидроцефалии, шизофрении, ревматизме либо травмах головного мозга и эпилепсии. Более сложной для детей с умеренной умственной отсталостью оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщ ...

Безопасность жизнедеятельности
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера. Современное общество разви ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru