Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.
Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.
1. Описательный рассказ.
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
Виды описательного рассказа:
- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие заданной темы;
- развернутое описание конкретного объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).
Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.
Виды рассказов:
- фантастическое преобразование содержания;
- рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
· самостоятельного анализа ситуации или объекта;
· развития децентрации (умения менять точку отсчета);
· развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленности у детей
старшего дошкольного возраста
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно – эстетическое воспитание детей, задачи которого: Повысить эффективность художественно – эстетического воспитания; Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли и чувства в рисунке; Формировать умение использовать на ...
Пути развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: - узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. узнавать звук по акустическим ...
Построения начальной школы на принципах народности
В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и вопрос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о школе в известном смысле можно было бы назвать учением о народной школе. Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что организованное и целеустремлённое воспитание имеет реш ...